Статья в журнале «National Business», № 2, 2010

Позади кризисный 2009 год. Он был для тюменского бизнеса сложным. Вместе с тем, мы развиваемся, когда решаем трудные задачи и извлекаем уроки из опыта ошибок и преодолений.

5.02.2010 в Тюменском Технопарке РОО Ассоциация выпускников Президентской программы Тюменской области и компания «Академия современного бизнеса» провели круглый стол для представителей бизнеса и резидентов технопарка, как имеющих, так и начинающих инновационный бизнес,

В неформальной обстановке руководители крупных компаний и предприятий малого и среднего бизнеса отраслей - производство ТНП, торговля, недвижимость, IT, туризм, строительство, финансовые услуги - дали оценку ситуации на своем отраслевом рынке в Тюменском регионе, поделились успешными стратегиями «выживания» и развития в изменившейся экономической ситуации

Бизнес-консультант «Академии современного бизнеса» Татьяна Римкувене дала краткий обзор фактов, оценок и прогнозов экспертов об экономическом развитии мира и России в период кризиса. 

Римкувене Татьяна, директор центра Академия современного бизнеса:

- 2009 год был для развитых стран и России рецессионным. Относительный рост ВВП наметился только во второй половине 2009 года. В целом, по оценкам экспертов, оснований для ухудшения нет. Вместе с тем, состояние российской экономики оценивается как состояние неустойчивого равновесия между уже завершившимся резким спадом и началом следующей повышательной экономической волны.

Факт нахождения российской экономики в переходной фазе обусловливает объективный рост ряда системных рисков, среди которых: сохранение сырьевой зависимости российской экономики, нестабильность финансовой среды к всесильности рыночного регулирования и, увы, к будущему.

Артановский Владимир, генеральный директор ДОК «Красный Октябрь»:

Мебельная отрасль одна из самых пострадавших, т.к. мы коррелируем с объемом жилищного строительства. Нам  удалось переоценить все, что мы имеем: сохранить активы (материальные и человеческие), которые имеют ценность, избавиться от проблемных активов.

Более жестко планируем производство и продажи, не держим запасов материалов и готовой продукции, чтобы не иметь замороженных денег. За счет незначительных технических и административных мер уменьшили энергопотребления на 15%.  Открыли два новых торговых центра: в Тюмени «Мебельвиль-мини» и трехтысячник в Омске.

Овсянкина Татьяна,  заместитель гедиректора «Партнер-маркет»:

Кризис заставил команду преодолеть инертность мышления и научил решать по настоящему сложные задачи. 

Успех принесли две основные стратегии: сокращение издержек и выход на рынок с перепозиционированием «Пчелки».

Мы вышли на более высокий уровень управления сетевым бизнесом – супермаркет.

Оптимизация издержек позволила сформировать новые принципы управления супермаркетом – дают положительный эффект в виде лояльности покупателей.

В результате «Пчелка» закрыла год 2009 с результатом лучшим за весь период ее существования с 2006г. Появился новый проект – дискаунтеры «Браво», который мы разработали и начали реализовывать в Тюмени и Ялуторовске.

Овчинникова Лариса, директор компании «Сигма»:

Лично для себя кризис расцениваю, как работу для ума, стимул для дальнейшего развития. В самый разгар кризиса потеряли один из ключевых контрактов, но появились новые ниши, диверсифицируем ассортиментный портфель, открыли новые направления. Больше денег  требуется на продвижение продукта, стимулирование спроса.

На рынке отечественных производителей продуктов питания сложилась парадоксальная ситуация: финансовая неустойчивость, планирование производства с учетом предполагаемого снижения спроса, привели к тому, что на начало 2010г возникли большие перебой как с поставками, так и с наличием продукции. Недопоставки достигают 40-30%.

Кризис научил расчетливости, необходимости создавать запас прочности.

Змановский Дмитрий, директор компании «Акватель»:

Нам удалось сохранить коллектив. Система затрат была выстроена оптимально еще до кризиса. Но пришлось пересмотреть стратегию компании – больше внимания уделять привлечению частных лиц, несмотря на то, что это более трудо- и финансовозатратно для компании. Главные уроки: живи по средствам, будь на чеку, помни, предпринимательство – это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск!

Медведев Сергей, генеральный директор ГК «Статус»:

- На строительном рынке еще далеко от стабильности. Сейчас на строительном рынке остались только профессионалы. Главное не деньги, а работать с теми, кто занимается своим делом.

Сейчас главная задача - сохранить позиции на рынке, положительную кредитную историю, а также квалифицированный персонал, который знает технологию и умеет обучать других.

Все должны «ходить по земле» и собственники и сотрудники. У менеджеров и персонала обнаружилось много скрытых резервовнаходчивость и решительность, запасы работоспособности. При этом сотрудники более реально стали оценивать свои компетенции и привели в соответствие с ними зарплатные ожидания.

Впредь будем тщательно выбирать кредитные организации, которые вели себя корректно по отношению к партнерам – не испортили репутацию непомерным повышением ставок.

Михайлова Наталья, директор «ТРЭЙД-проект»:

Мы выжили и развиваемся за счет своей репутации у партнеров – клиентов и поставщиков за счет того, что в бизнесе придерживаемся принципа - «выиграл-выиграл» и полностью исполняем обязательства.

Дифференцировали бизнес: стали работать не только с организациями, но и с конечным потребителем – населением города и области. Расширили линейку оказываемых услуг и увеличили количество бесплатных сервисов.

Кризис позволили нам укрепить корпоративный дух, больше времени мы стали уделять командной работе: обучению, обсуждению бизнес-идей, технологии реализации проектов.

Людмила Чернышова, директор «Унисон Капитал»:

Кризис помог изменить отношение к бизнесу, помог сделать его более эффективным. Изменилась *структура *нашего бизнеса. Он стал более четко структурирован, понятен. Мы интенсивно работали над *затратами*, что привело к их снижению. Стабилизировалась *команда*. Неэффективные сотрудники ушли, эффективные еще более сплотились между собой. Мы расширили линейку инструментов для инвестирования. Переоценили риски вложений в портфели ценных бумаг. В целом кризис оказал скорее благотворное влияние на бизнес, чем отрицательное.

Девяткова Наталья, директор «Денова-Консалтинг»:

- Уменьшение спроса на коммерческую недвижимость не говорит о его кончине.

Мы помогали компаниям сокращать издержки – находить недорогую, часто более качественную, недвижимость, вместо той, на которой они размещались до кризиса.

Пополнили портфель услуг такими, которые дают небольшие, но ежемесячные доходы - управление объектами, проведение экспресс-анализа рынка, стали заниматься землей, элитной некоммерческой недвижимостью.

В кризис мы заходили одной компанией, а стали холдингом. Те сотрудники, которые остались и пережили кризис с компанией – создали ее костяк. Мы много учились.

Трудности сплачивают - мы вошли в разные отраслевые бизнес сообщества.

Мы научились договариваться и быль лояльными к кредиторам и должникам, ценить человеческие отношения выше финансовых, научились делать запасы. Кризис - это нормальное экономическое явление.

Беспалова Елена, директор по развитию «ТюмБИТ»:

Главным фактором выживания в кризис стала профессиональная команда, умеющая оперативно принимать смелые решения. Безусловно прослеживался временной спад на программное обеспечение для строительных организаций, сейчас и эта ситуация налаживается. В то же время интерес к правовому обеспечению, а это ЭПС "Система Гарант" устойчиво рос и в этот непростой период. А мы, в свою очередь, понимая ситуацию у наших клиентов ряд сервисов сделали бесплатными. Например посещение он-лайн семинаров. Мы очень серьезно подошли к оптимизации затрат, а не их сокращению. Кризис оказался хорошим катализатором оздоровления менеджмента. До него мы могли себе позволить инвестиции повышенного риска, экономическая ситуация внесла свои коррективы. 

Важно отметить так же и тот факт, что крупные проекты, подготовленные или начатые до кризиса были реализованы.

Представители власти, курирующие вопросы развития региональной экономики и предпринимательства, которые приняли участие в работе круглого стола - Вадим Шумков, директор департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства и Ольга Езикеева, генеральный директор Фонда развития и поддержки предпринимательства - что называется, из первых уст услышали о трудностях и путях преодоления тюменскими компаниями последствий рецессии, рассказали о формах и результатах государственных мер поддержки предпринимателей в области. 

Римкувене Татьяна подвела итоги обсуждения:

- Как отметили большинство участников круглого стола, основными антикризисными инструментами стали кардинальная оптимизация затрат, оптимизация ассортимента, выход на конечного потребителя – физическое лицо за счет предложения новых продуктов, услуг и сервисов.

А уроками кризиса стало более глубокое понимание основ бизнеса - репутация, качественная клиентская база, компетентная и сплоченная управленческая команда - «три кита», которые помогают компании оставаться «на плаву» в самые трудные времена.

Управленческий консалтинг

Используйте эффективные бизнес-технологии

coaching

Коучинг

Развивайте персональные ресурсы

training

Бизнес-обучение

Развивайте профессиональные компетенции

fas.mini

Фасилитационные сессии для команд

Повышайте качество коммуникаций