Дайджест по материалам газеты «Ведомости»

1. Итоги США и Еврозоны 2009 г.

Экономика США и Европы продолжит восстанавливаться без новых потрясений, оснований для нового спада нет, убеждены аналитики Merrill Lynch.

Согласно прогнозу экспертов, рост ВВП США в четвертом квартале 2009 г. может превысить 4%.

ВВП 16 стран Европы, использующих единую валюту, вырос в третьем квартале на 0,4% по сравнению с предыдущим кварталом, ВВП всех 27 стран Евросоюза увеличился на 0,2%, сообщается в опубликованном отчете Евростата.

С середины 2009 г. компании прекратили обычное для рецессии сокращение запасов, держать деньги в кэше, опасаться новых потрясений, тоже повода нет — бизнес возобновляет инвестиционную активность, полагает Merrill Lynch.

К числу основных позитивных достижений антикризисных мер можно отнести следующие:

  1. Глобальная координация антикризисных мер позволила предотвратить «рецессионную спираль» и развитие большой депрессии в ведущих мировых экономиках.
  2. Комплекс финансовых мер, включая усиление госгарантий по депозитам, мягкая национализация системообразующих финансовых институтов не допустили коллапса банковских систем ведущих стран.
  3. В значительной степени удалось предотвратить общую протекционистскую войну.
  4. ОПЕК удалось добиться стабилизации на рынке нефти, целый ряд экспортеров сохранил социально-политическую стабильность, экспортеры нефти поддержали импорт товаров.
  5. Китай с помощью эффективных мер стимулирования внутреннего спроса поддержал рынки сырья и кинул спасательный круг сырьевым экономикам.

2. Мировые прогнозы 2010г.

2.1. США

BofA Merrill прогнозирует рост ВВП США в 2010 г на 3,2%.

ОЭСР: Прогноз ВВП США в 2010 году. Плюс 2,5% с 0,9%, предполагаемых ранее.

2.2. Еврозона

По их прогнозу, в 2010 г. экономика еврозоны вырастет на 2,2%. Пока это один из самых оптимистичных прогнозов (например, Европейский центробанк, уже начавший сворачивать антикризисные меры, ожидает роста на 0,1-1,5%): по мнению Merrill Lynch, даже «кризисное европейское трио» — Испания, Ирландия и Греция покажут по итогам года скромный рост.

Вплоть до конца 2010 г. экономика еврозоны будет расти без кредитной поддержки банков на скромные 1,2% за год, прогнозирует Morgan Stanley. Обычно восстановление экономики предшествует возобновлению банковского кредита, так уже происходит и сейчас, однако рост без кредита обычно более слабый.

В оптимистичном сценарии, если рост кредитования возобновится в середине 2010 года, экономика еврозоны увеличится на 2,25%, считает Morgan Stanley, в худшем случае — при сокращении кредита до конца 2011 г. экономике обеспечены нулевые темпы в течение этих двух лет. За четыре докризисных года экономика еврозоны росла в среднем на 2,4% в год.

2.3. Китай

Правительство Китая определило экономические цели на 2010 г., заявил министр промышленности Ли Ичжун: ВВП должен вырасти на 8%, промпроизводство — на 11%. Таким образом, Пекин готовится к возможному замедлению роста ВВП: официальный прогноз на 2009 г. — 8,3% (7,7% — за девять месяцев 2009 г., по данным нацбюро статистики). Угрозу замедления роста Китая WEF указывает в числе главных глобальных рисков ежегодно с 2006 г., когда был выпущен первый доклад. Сокращение темпов роста Китая ниже 6% ударит по глобальным сырьевым рынкам и рынкам капитала, указывается в докладе.

Экономисты верят в более бурный рост Китая. В 2010 г. Китай может перевыполнить план, считает Алистер Чен из Moody's Economy.com. По прогнозу МВФ, экономика страны вырастет в 2010 г. на 9%, что значительно превышает ожидаемые показатели крупнейших развивающихся и развитых рынков (рост ВВП Германии — 0,3%, Франции — 0,9%, Великобритании — 0,9%, США — 1,5%, Японии — 1,7%, Канады — 2,1%, США — 1,5%, Индии — 6,4%).

Осторожный прогноз экспертов объясняется сохраняющимися рисками.

Надувающиеся сейчас пузыри ликвидности могут вызвать новый обвал цен на активы и новую рецессию, указывает WEF еще на один риск. Последствия рецессии проявляются с запаздыванием: может возрасти число банкротств мелких и средних компаний, девелоперов.

3. Итоги 2009 года в России

В 2009 г. Россия показала наиболее резкое снижение среди крупнейших мировых экономик в силу влияния двух факторов. Это внешний шок — резкое падение сырьевых цен и оттока капитала.

Удар по экономике был усилен уровнем ее перегрева, проявившегося в стремительном росте сектора non-tradables (товаров и услуги, производимые на внутреннем рынке для внутреннего потребления), в увеличении уровня зарплат непропорционально росту производительности и ускорению потребительской инфляции и росту цен активов. Когда внешние факторы, подпитывавшие перегрев, были устранены, выявился недостаток фундаментальных оснований для роста.

В конце 2009 г. Сергей Гуриев (ректор Российской экономической школы, профессор «Морган Стэнли») и Олег Цывинский (профессор Йельского университета и Российской экономической школы) сформулировали пять самых важных задач экономической политики Приоритеты были выбраны следующие.

Во-первых, перестать искусственно удерживать рубль выше его равновесного значения.

Во-вторых, снижать налоги, а не повышать госрасходы.

В-третьих, избежать протекционизма.

В-четвертых, поддерживать людей, а не предприятия.

В-пятых, избежать разрушения финансовой системы.

Подводя итоги 2009 года они отметили:

3.1. Курс рубля

Вспомним, что удержание курса рубля в конце прошлого года привело к потере почти трети резервов — $200 млрд.

Решение защищать курс рубля при помощи высоких процентных ставок усугубило проблемы на кредитном рынке. Если бы не оживление в мировой экономике во второй половине года, сценарий кризиса плохих долгов в российской банковской системе был бы очень вероятен. Помогло и то, что уже начиная с февраля Центральный банк перестал удерживать курс рубля при помощи продажи валютных резервов, а с конца апреля начал снижать и ставки.

3.2. Налоги и госрасходы

Алексей Кудрин, отчитываясь перед Госдумой, заявил, что на антикризисные меры потребовалось более 995 млрд руб. В то же время общим местом при обсуждении антикризисной политики стали жалобы на то, что антикризисные расходы государства не доходят по назначению. Стоит ли собирать еще больше налогов, чтобы потом не знать, как вернуть в экономику собранные деньги? Многочисленными исследованиями доказано, что при экономических кризисах снижение налогов более эффективно, чем увеличение госрасходов.

Правительство снизило в 2009 г. налог на прибыль. Но этот шаг пошел на пользу в первую очередь естественным монополиям и сырьевым компаниям, у которых и в кризисные годы есть прибыль.

РСПП также отметило решения, ухудшающие положение бизнеса. В 2009 г. и рост административной нагрузки на бизнес.

Усилилось давление и увеличилось количество случаев неправомерных действий в отношении бизнеса и населения со стороны органов власти: запрет на сокращения, даже если они являются жизненно необходимыми для выживания предприятия; налоговые проверки.

В следующем году бизнес ждет рост нагрузки из-за принятия законов, предусматривающих увеличение взносов на обязательное социальное страхование с 26% до 34% фонда заработной платы. Будет расти как прямая нагрузка на ФОТ (в 2010 г. — до 11%, в 2011 г. — до 45%), так и косвенная (изменения в отчетных формах, в электронных системах, административные расходы и т. д.

Объявленные планы резкого повышения социального налога в 2011 г. приведут к тому, что предприятия переведут зарплату обратно в тень, а в худшем случае это приведет к замедлению создания рабочих мест после кризиса. Повышение социальных налогов не такая большая проблема для сырьевых компаний. В таких компаниях оплата труда составляет относительно небольшую долю издержек. А вот для мелкого и среднего бизнеса, для несырьевых компаний, включая компании, работающие в области высоких технологий и программного обеспечения, повышение социальных налогов будет тяжелейшей проблемой.

Административная нагрузка на компании выросла и сама по себе: замена единого налога на страховые выплаты привела к появлению двух новых контролеров помимо налоговой службы — Пенсионного фонда(ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). У них появились такие же права, как и у налоговиков, — например, беспрепятственный доступ на территорию или в помещение компании. Фонды теперь могут даже взыскивать задолженность по платежам во внесудебном порядке, хотя юристы говорят, что это противоречит решению Конституционного суда. Видимо, не за горами многочисленные судебные тяжбы.

Задача усложняется тем, что ПФР или ФСС не вполне органы государственной власти. Формально это негосударственные органы, но обладающие полномочиями органов госвласти. Это обстоятельство порождает еще одну проблему. Если компания спорит в суде с госорганом, обжалуя его решение, то именно госорган должен доказывать свою правоту. По остальным же искам свою правоту должен доказать истец. Что делать в случае с ПФР?

РСПП также отметил события с не до конца определенными последствиями для бизнеса -подписаны документы по созданию Таможенного союза, часть которых начнет действовать с 1 января 2010 г.,Таможенный кодекс вступит в силу с 1 июля 2010 г. Точно оценить последствия принятия этого документа для конкретных компаний и российского бизнеса в целом пока сложно.

3.3. Протекционизм

Российское правительство (­как и многие другие) повысило целый ряд импортных пошлин — к счастью, не так сильно, как опасались многие экономисты. С другой стороны, во время кризиса имело бы смысл, напротив, понизить пошлины — особенно на продукты питания и лекарства. Это бы напрямую облегчило положение самых уязвимых слоев российского населения — небогатых россиян и пенсионеров, в бюджете которых расходы на питание и лекарства составляют особенно высокую долю. В свою очередь, российские производители этих товаров и так получили серьезную фору за счет подорожания импорта из-за ослабления рубля.

3.4. Помощь не предприятиям, а людям

На сайте премьер-министра в июне был выложен план антикризисных мер, где указаны и расходы на их реализацию. Размеры помощи предприятиям превышают поддержку людей в разы!

Экономические исследования показывают, что такая непрямая поддержка предприятий всегда менее эффективна, чем прямая поддержка людей. Деньги, направленные государством, превращаются в низкоконкурентный продукт или просто оседают в карманах менеджеров и акционеров неэффективных предприятий. До рабочих, пострадавших от кризиса, доходит лишь часть потраченных средств. Если поставлена задача избежать социального взрыва, то гораздо выгоднее увеличивать пособия по безработице, пособия на переобучение и переезд.

К счастью, правительство начало предпринимать и такие действия. Сначала речь шла об относительно небольших суммах. Но теперь есть и программа помощи моногородам. Да и подход к реструктуризации «АвтоВАЗа» в последние месяцы изменился. Теперь речь идет о масштабных сокращениях — и о прямой поддержке сокращаемых сотрудников.

3.5. Отсутствие кризиса в банковской системе

Самым большим достижением прошлого года стало отсутствие кризиса в банковской системе. Как государственные, так и частные банки выходят из кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидалось. Это тем более примечательно, что именно на банки легло «политическое задание» по проведению антикризисной политики. Еще одна хорошая новость в том, что отлично сработал механизм санации проблемных банков. Несмотря на закрытие десятков кредитных организаций, банковской паники не было. Да, некоторые госбанки пришлось рекапитализировать за счет бюджета, некоторые частные банки — за счет эмиссии акций. Тем не менее можно сказать, что финансовая система пережила кризис практически без потерь.

В целом, можно отметить, что итогом антикризисных мер стало замедление спада на 2 пункта ВВП (был прогноз падения ВВП на 10-11%). За 11 месяцев экономика потеряла 9,1%, оценка на год — 8,7%.

К сожалению, антикризисные денежные вливания пошли в экономику только в середине 2009 г., что снизило эффект антикризисных мер в целом.

4. Прогнозы на 2010-2011 годы в России

Центр развития ВШЭ провел очередной опрос экспертов относительно их видения перспектив российской экономики в 2009-2010 гг. и далее.

После сильного спада 2009 г. экономика в 2010 г. покажет рост, почти единодушны опрошенные эксперты.

2010 год, скорее всего, принесет России спекулятивный рост от более высоких цен на сырье и улучшение аппетита инвесторов.

Итоговый консенсус-прогноз темпов роста российского ВВП для 2010 г. составил 2,5%, при том что еще в начале осени он составлял 1,7%.

4.1. Оптимистичный прогноз

В последнем прогнозе Минэкономразвития по сравнению с предыдущим, октябрьским, цифра роста ВВП в 2010 г. повышена с 1,6% до 3,1% (базовый сценарий).

Оптимисты уверены, что рост цены будет долгосрочным и это стабилизирует бюджет.

Крепкий рубль и низкая инфляция дадут экономике длинные деньги, сняв зависимость развития от внешнего финансирования. Чтобы рост экономики составлял не «вялые 3%», нужно стимулироватьинвестиционный спрос, сказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина: «К сожалению, на рынок мы тут опираться не можем из-за недостатка у него ресурсов».

4.2. Пессимистичный прогноз

Оптимизм пока носит в большей степени «пожелательный», а не устойчивый, экономически обоснованный характер.

ОЭСР считает, что Россия все еще занята восстановлением экономики — в отличие от большинства развитых стран и стран БРИК, у которых начался рост.

Из-за своего сырьевого характера российская экономика упала сильнее других и восстанавливаться будет дольше.

Те же, кто прогнозирует пузырь в 2010 г. и его сдутие в 2011 г., добавляют в расчеты спекулятивный фактор — рост цены нефти привлекает в экономику спекулятивный капитал, который так же легко затем и убежит.

Восстановление может и не начаться, осторожна Елена Матросова из «БДО Юникона»: «Экономика на распутье: рост, новая волна кризиса или длительная рецессия». При стабильности на внешних рынках и возобновлении доступа на рынки капитала — рост. Очередные шоки — на внешних рынках или на внутреннем из-за плохих долгов и безработицы — спад. При дорогой нефти, но сокращении внутреннего спроса — стагнация.

Если цена нефти упадет, Россия может получить еще один год рецессии, не исключает Брагин: «Мы остаемся нефтяной экономикой». А стагнация может быть и при $90 за баррель, прогнозирует ЦМАКП. Жесткая бюджетная политика и обремененность банков плохими долгами ограничат кредитную активность, предупреждает Наталия Орлова из Альфа-банка. Финансы предприятий еще не расчищены, в отсутствие кредита осталось только высвобождать средства за счет фонда оплаты труда, говорит Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. Эти средства идут на текущую деятельность: при коррекции зарплат спрос не растет, нет и смысла инвестировать в производство. Высокие цены на нефть только усугубят ситуацию, избыток денежного предложения ускорит инфляцию, прогнозирует Белоусов.

ВВП в 2010 г. может снова сократиться, прогнозирует он: «Это самозакручивающаяся рецессия: снижение производства — снижение зарплат — снижение спроса — снижение производства»:

5. Факторы неустойчивости российской экономики

Факт нахождения российской экономики в переходной фазе обусловливает объективный рост ряда системных рисков. Например, вполне еще возможны существенные отклонения, в том числе и в отрицательную зону -.так называемый эффект «случайного маятника».

Колебательные процессы (в том числе случайные) для систем, находящихся в точке неустойчивого равновесия, представляют значительный риск. В результате даже малосущественного в обычной ситуации внешнего воздействия системы, находящиеся в состоянии неустойчивого равновесия, могут мгновенно терять свою устойчивость и активно переходить в фазу отрицательной динамики.

Анна Белова, директор по стратегии и корпоративному развитию ОАО «СУЭК»; член экспертного совета правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской, приводит следующие факторы неустойчивости российской экономики:

5.1. Сохранение сырьевой зависимости российской экономики

Сравнивая динамику ВВП и динамику цен на нефть, мы можем оценить прямую зависимость роста ВВП от роста цен на нефть.

В кризис сырьевая зависимость только увеличилась: большинство обрабатывающих отраслей прочно окопалось на дне, и чем выше передел, тем ниже падение.

В сегодняшних условиях укрепление национальной валюты, обусловленное высокими заработками на сырьевом экспорте, создает реальные угрозы разбалансировки экономики. Зависимость от цен на сырье приводит к отсутствию долгосрочной стабильности, низким темпам роста вкладов населения, слабому внутреннему финансовому рынку. Критически важно именно сейчас в экономике перейти от конкуренции за административный ресурс к конкуренции эффективности и модернизации.

Раскрывая суть этой зависимости для России Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ, отмечает что с 70-х гг. прошлого столетия в нашей стране сложилась принципиально новая реальность — зависимость от природных ресурсов, доходы от которых оторваны от экономического развития страны и производительности труда. И здесь-то таится главная, стратегическая угроза.

Поток денег, не связанных с повышением производительности труда, хотя и позволяет решать многие тактические задачи стратегически крайне опасен,

Например, Испания заплатила за ресурсное изобилие деградацией политических и экономических институтов, из которой страна не могла выбраться на протяжении почти 400 лет.

5.2. Нестабильность финансовой среды

Нестабильность финансовой среды и значительная угроза развития инфляционных самоподдерживающихся процессов.

В начале кризиса произошло резкое сокращение денежного рычага. Предпринятые антикризисные меры большинства правительств привели к существенному росту денежной базы и избыточной ликвидности. В результате, с одной стороны, резко возросли объемы суверенных долговых обязательств, что служит существенным обременением для нового роста и создает конкуренцию на рынках капиталов между государствами и частным сектором, с другой стороны, создает реальную угрозу формирования новых пузырей.

5.3. Избыточная ликвидность

Избыточная ликвидность стимулирует спекулятивные модели поведения инвесторов, что в неустойчивой ситуации повышает риски общей нестабильности.

Петер Бернстайн в своей книге «7 признаков массового инвестора» отметил ту легкость, с которой инвестор бежит за толпой, не замечая катастрофических последствий этого бегства. Для российского фондового рынка это означает, что, как только начнется рост ставок рефинансирования в США и ЕС, спекулятивный капитал начнет уходить.

5.4. Стагнация потребления и кредитное сжатие

Личное потребление и спрос продолжают оставаться на предельно низких уровнях, пока они не восстановятся, кризис плохих долгов еще далеко не на финишной прямой.

Впереди предстоит еще значительное число банкротств, балансы предприятий и банков пока не вселяют оптимизма. Здесь существенное значение имеет психология потребителей — насколько быстро пройдет шок и удастся восстановить потребительский спрос и активизировать мировую торговлю.

Кредитование реального сектора частными банками не растет, деньги дорогие, ликвидность остается в финансовом секто.

Управленческий консалтинг

Используйте эффективные бизнес-технологии

coaching

Коучинг

Развивайте персональные ресурсы

training

Бизнес-обучение

Развивайте профессиональные компетенции

fas.mini

Фасилитационные сессии для команд

Повышайте качество коммуникаций