Оглавление

1. Мировые экономические итоги 2010 года.

2. Мировые экономические прогнозы 2012 г.

2.1. Рост мировой экономики.

2.1. Глобальные экономические риски.

2.2. Риски развитых стран.

2.3. Риски развивающихся стран.

3. Итоги 2010 года в России.

3.1. Рост экономики.

3.2. Инвестиции.

3.3. Предпринимательство.

4. Прогнозы на 2011 год в России.

4.1. Инновационный сценарий развития России.

4.2. Ресурсный сценарий развития России.

4.3. Инерционный сценарий развития России.

4.4. Инвестиции в 2011 году.

4.5. Пенсионная система и налоги.

4.6. Риски и проблемы развития России. Мнения экспертов.

1. Мировые экономические итоги 2010 года

Всемирный Банк (ВБ) опубликовал доклад об итогах 2010 года и перспективах мировой экономики в 2011 году

Прирост ВВП в 2010 г. по всему миру составил 3,9%. после сокращения на 2,1% в 2009 г.

В странах с высокими доходами - 2,8%  (ОЭСР - 2,7; зона евро - 1,7; Япония - 4,4%)

В развивающихся странах - 7,0% (Китай - 10; Индонезия - 5,9; Россия - 3,8; Турция - 8,1; Бразилия - 7,6; Ближний Восток и Северная Африка - 3,3%).

Качественные характеристики нынешнего подъема, по версии ВБ:

1) Дисбалансы, накопленные в мировой экономике в предкризисный период сохраняются, тогда как доля развивающихся стран в мировой экономике продолжает расти (46% в 2010 г.).

2) Рост мирового ВВП, опиравшийся на развивающиеся страны в значительной степени произошелблагодаря устойчивому расширению их внутреннего спроса. Особенно это касается развивающихся стран со средним уровнем доходов.  В странах с низким уровнем доходов оживление было не столь заметным, хотя и там отмечался рост притока иностранных инвестиций, в том числе по линии Юг-Юг.

3) Низкие процентные ставки в развитых странах способствовали активному притоку капиталов в быстрорастущие экономики развивающихся стран, что создавало сильное повышательное давление на их валюты, не связанное с фундаментальными экономическими трендами. Основная часть притока капитала пришлась на горячие краткосрочные деньги, в том числе спекулятивного характера. Прямые иностранные инвестиции после значительного падения в 2009 году увеличились только на 16%.

Рост мировой экономики

Базовый сценарий Всемирного банка предполагает рост глобальной экономики на 2,9-3,3% в 2011 г. и на 3,2-3,5% в 2012 г. (ежегодные темпы роста в оптимистичном сценарии — 4-4,2%).

Локомотивом останутся развивающиеся страны: их ВВП будет расти на 5,7-6,2% в год в течение 2010-2012 гг.

В развитых странах — на 2,1-2,3% в этом году и на 1,9-2,4% — в следующем.

Экономика России увеличится на 4,8% — в 2011 г. и на 4,7% — в 2012 г. (оптимистичный прогнлз).

30.01.2011 г. в Давосе завершился 41-й Всемирный экономический форум Global Risks 2011.

Нет риска сценария W-образной депрессии и стагнации,

Главные экономические риски (по данным Форума):

1) Фискальные дисбалансы;

2) Последствия нелегальной экономики (незаконная торговля, организованная преступностькоррупция), объем которой в 2009 г. оценивался в $1,3 трлн.;

3) Истощение природных ресурсов.

2.1.1. Фискальные дисбалансы.

Правительства выделили большие суммы на спасение банков и финансовое стимулирование, что привело к росту бюджетных дефицитов и госдолга.

Другой дисбаланс — между «странами дефицита», в частности бюджетный дефицит США  (много инвестируют и мало сберегают) и «странами профицита» (обладают большими резервами и мало инвестируют). В результате правительства наращивают или уровень долга, или золотовалютные резервы. И тот и другой путь опасен. Первый чреват суверенным дефолтом, второй — надуванием финансовых пузырей.

Почему бюджетный дефицит — это такая серьезная проблема? Помимо всего прочего, высокий уровень долга замедляет экономический рост. Чудес не бывает: чтобы финансировать долг, надо либо занимать все больше и больше, либо повышать налоги, либо увеличивать инфляцию (печатая деньги). Каждый из этих способов неизбежно приведет к снижению темпов экономического роста.

Для большинства стран долг на уровне 60% годового ВВП, скорее всего, можно считать безопасным. В то же время уровень в 90-100% ВВП является угрожающим (по оценкам ведущих американских экономистовКармен Райнхарт и Кеннета Рогоффа)развивающиеся страны с долгом выше 60% ВВП растут на 2% в год медленнее, чем страны с низким уровнем долга; для развитых стран соответствующие цифры — это 90% ВВП и 1% в год). К сожалению, вследствие антикризисных мер в США и ЕС именно такой — беспрецедентный для мирного времени — уровень либо уже имеет место, либо реализуется в ближайшем будущем

2.1.2. Последствия нелегальной экономики (незаконная торговля, организованная преступность,коррупция) — разрушение институтов власти, снижение доходов бюджета, бегство капитала, утечка мозгов, ущерб для легального бизнеса. Способы противодействия этим рискам — прозрачность международной торговли, глобальная координация деятельности правоохранительных органов, сокращение экономического неравенства.

2.1.3. Истощение природных ресурсов.

За 10 лет население планеты должно вырасти с 6,83 млрд до 7,7 млрд человек, в основном за счет развивающихся стран. По данным Организации по продовольствию и сельскому хозяйству при ООН (FAO), это приведет к росту спроса на продовольствие в мире на 50%. В декабре 2010г. цены на продовольствие уже достигли самой высокой отметки в истории.

Исследователи Международного института исследований продовольственной политики ожидают, что за тот же срок мировые потребности в воде вырастут на 30%. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 г. глобальной экономике будет нужно как минимум на 40% больше энергии, чем сейчас, ее производство ляжет тяжким бременем на водные ресурсы.

Нуриэль Рубини, председатель совета директоров аналитической компании Roubini Global Economics Monitor (RGE), отнес и высокий уровень безработицы в США наряду с гигантским бюджетным дефицитом.

Бренд Европы пострадал во время кризиса, однако ДНК Европы остается невредимой. Много говорят о том, что Европа переживает период упадка и что начавшееся десятилетие станет торжеством Азии.

Пузыри на рынках активов на развивающихся рынках.

Больше всего инвесторы боятся кризиса в Китае, подтвердил опрос Bloomberg. Стремительный рост экономики КНР (10,3% в 2010 г.) может в ближайшие пять лет смениться кризисом, заявили 45% инвесторов, опрошенных Bloomberg, 40% полагают, что это произойдет после 2016 г.

Стремительный рост инфляции в развивающихся странах, подорожание сырьевых товаров и продовольствия, политическая нестабильность.

В 2009 г. производство В России упало на 9,3%, в 2010 г. наверстало 8,2% к уровню 2009 г., сообщил Росстат. В 2011 г. индустрия преодолеет кризисный спад, но ее темпы роста замедлятся вдвое.

2010 г. в 79 из 83 субъектов зафиксирован рост промышленного производства.

Наибольший прирост индустрия показала в регионах с высокой долей машиностроения (17,9%), регионах Дальнего Востока и Забайкалья (14,6%) и агропромышленных регионах (11,8%, в первую очередь в Алтайском крае и Ростовской области).

Но на докризисный уровень производства промышленность вернулась лишь в 39 регионах.

Среди крупных промышленных центров докризисную планку смогли перепрыгнуть лишь Башкирия, Пермский край, Иркутская, Ленинградская и Тюменская области и Ханты-Мансийский АО.

Более чем на 15% упали объемы производства в Москве, Самарской области, в Чеченской и Чувашской республиках.

New Normal, т. е. новое нормальное состояние Российской экономики Ксения Юдаева, руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка, определяет следующим образом:

Медленный экономический рост, замедление является не столько циклическим, сколько структурным. Медленным рост, конечно, является по меркам, к которым Россия привыкла. Средние темпы роста экономики в 2000-2008 гг. составляли 6,9%, 3-4% для нас — это сильное замедление.

Низкая по нашим меркам безработица, что, безусловно, отличает Россию от США. Сейчас безработица снизилась уже до 6,6%. Так, с 2000 по 2008 г. безработица снизилась с 10,6 до 6,3% и в среднем составляла 7,9%. Доходы населения — это, пожалуй, единственная экономическая характеристика в России, которая уже давно превысила предкризисный уровень. Политика по поддержке доходов привела к росту импорта. С другой стороны, на фоне стабильных цен на нефть экспорт растет гораздо медленнее. Более того, изменения на глобальном газовом рынке меняют конкурентную среду для продажи российского газа. В результате уже случаются такие казусы, как падение в III квартале физических объемов экспорта газа на 22,5%.

То, как выглядит новая норма для России, имеет и объективные, мало зависящие от проводившейся и проводимой политики причины. Состояние экономик развитых стран, тормозящее глобальное развитие, — одна из них. Еще одна причина — демографический кризис, при котором темпы роста не могли не начать замедляться при сравнительно низкой безработице. Но очевидно, что объективными причинами все объяснить нельзя — есть и политические причины: выбор между модернизацией и социальной стабильностью, в предвыборный период  все чаще делается в пользу последней.

На докризисный уровень инвестиций в основной капитал вышли только 24 субъекта — в основном это агропромышленные регионы и регионы госпрограммы «Дальний Восток и Забайкалье».

В Тверской области инвестиции не просели даже в кризис, рассказывает министр экономики Сергей Аристов, причины — диверсификация производств в области и правильная организация работы с инвесторами.

В целом же по России темпы роста инвестиций все еще очень низки и отстают от уровня 2008 г. почти на 20%. К тому же инвестиции, связанные с заменой оборудования, идут на умирающее оборудование, а не в новые проекты, что ничего общего с модернизацией не имеет, пришел к выводу Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) Высшей школы экономики, - основная причина замены — физический износ и невозможность дальнейшей эксплуатации, альтернатива — остановка производства.

Негативным результатом 2010 года является отток капитала. 60% из ушедших $38,3 млрд страна потеряла в IV квартале. Смена власти в Москве и приговор Ходарковскому могли дорого обойтись платежному балансу, допускают экономисты.

Необходимы меры по возврату доверия инвесторов — прекращение уголовного и политического преследования предпринимателей, реформа силовых структур, обеспечение подлинной независимости судов.

По данным исследования Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) меньше 5% населения планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. При этом около половины из них уже и так являются предпринимателями — они просто хотят иметь дополнительный бизнес.

Несмотря на многомиллиардные программы господдержки, количество малых предприятий по России сократилось в среднем на 5,7%, подсчитали авторы доклада НИСИПП, основанного на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики (в исследовании учитывались только данные по малым предприятиям, данные по микропредприятиям и ИП не учтены).

Не увидели исследователи и прямой связи между объемами господдержки и развитием предпринимательства в регионах. «Госдотации порождают иждивенческие настроения, — считаетВладимир Буев, вице-президент НИСИПП. — Люди больше озабочены оформлением бумаг и хождением по кабинетам, чем развитием бизнеса и поиском новых ниш».

Результаты мониторинга по 2010 г. как отмечается в документе, можно считать умеренно позитивными. Главное — рост оборотов в малом секторе, который в среднем по России составил 8%. По словам экспертов, эта цифра свидетельствует об оживлении платежеспособного спроса. Хотя сокращение объема инвестиций в основной капитал на 15,3% является показателем того, что предприниматели все так же не верят в перспективу и развитие собственного бизнеса.

Очередной прогноз развития страны до 2030 г. предлагает два варианта — инновационный и энергосырьевой. Два сценария — это традиционный спор Минфина и Минэкономразвития

Первый предполагает большие госинвестиции в развитие, сохранение дефицита бюджета и рост госдолга.

Второй — замораживание расходов и постепенный выход на бездефицитный бюджет, развивается в основном ТЭК, а социальные и военные расходы снижаются.

Возможен и третий сценарий – инерционный.

Инновационный сценарий,разработанныйМинэкономразвития («Инновационная Россия — 2020»),предполагает, что государство активно инвестирует в ключевые отрасли экономики, финансируя ее развитие за счет сохранения дефицита бюджета в 2-3% ВВП и роста госдолга до 30% ВВП, втрое выше нынешнего уровня. Расходы на здравоохранение увеличиваются в 1,5 раза, на образование — в 1,3, на науку — более чем вдвое. ВВП растет в среднем на 4% в год, капитальные вложения возрастают вчетверо, реальные доходы населения — в 2,3 раза.

Инновационный рывок российской экономики возможен только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17-20% ВВП к 2020 г.) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4% ВВП), говорится в проекте стратегии инновационного развития

Инновационный вариант прогноза согласуется с концепцией «Инновационная Россия-2020»: в ней изложен комплекс необходимых преобразований в науке, здравоохранении, образовании — то есть в развитии человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность экономики.

При этом государственный долг превысит 30% ВВП (сейчас — около 15%).

Но сделать инновационный рывок по проекту Минэкономразвития возможно при условии, что будет «выведена» новая порода россиян — инновационный человек. Это такой человек, который ориентирован на создание инноваций и их внедрение во все сферы общественной жизни, а также обладает повышенной терпимостью к риску.

При реализации энергосырьевого сценария расходы на ключевые направления остаются примерно на текущем уровне (в процентах ВВП) и с 2015 г. бюджет становится сбалансированным, но экономика растет медленнее (в среднем на 2,9%). При таком варианте поставленная премьером задача обнуления дефицита бюджета к 2015 г. оказывается несовместимой с поставленной президентом целью перевооружения армии, придется отказаться и от ежегодного увеличения пенсий.

Основными элементами этой модели являются обеспечение высокого уровня социальной и политической стабильности в обществе в качестве ключевой цели, к которой стремится правительство, наличие высоких и растущих цен на углеводороды, наращивание бюджетных расходов как важнейшего источника спроса, постепенное повышение налогов, сохранение значительного инфляционного потенциала, усиление роли индивидуальных (адресных) решений в противовес созданию общих правил игры.

Сложившаяся в 2000-х гг. и действующая поныне модель экономического роста основывается на наличии значимых, дешевых и незаработанных финансовых ресурсов, источником которых является не рост производительности труда, а благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

Государство выступает важнейшим источником спроса в экономике. Прежде всего это спрос со стороны средних и бедных слоев населения, связанных с государственным бюджетом, — пенсионеров, безработных, государственных служащих и военных, а также примыкающих к ним работников госкорпораций. Существенную роль играет финансирование силовых структур

Еще одной мощной сферой государственного спроса являются инвестиции в инфраструктуру, однако, исходя из высокого уровня коррупции в этом секторе, правительство весьма осторожно в своих инфраструктурных вложениях

В январе 2011г. инвестиции в основной капитал  упали на 4,7% в сравнении с январем 2010 г., сообщил Росстат. Такого резкого падения после декабрьского роста (на 10,1%) никто не ждал, говорит чиновник Минэкономразвития: «Это сюрприз».

В конце прошлого года все надеялись, что начался тренд на инвестиционный рост (за год на 6% — 9,1 трлн руб.), рассказывает руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева, но, похоже, зря. По всем признакам прошлого года должно было продолжаться циклическое восстановление инвестиций, а не их падение, говорит она.

«Ситуация ненадежная», — признала министр экономического развития Эльвира Набиуллина (цитата по «Интерфаксу»). Не случайно в последнее время появились разговоры о том, чтобы директивно устанавливать задания по инвестициям хотя бы для естественных монополий.

По расчетам McKinsey, для каждого 1% роста экономики необходимо увеличение объема инвестиций к ВВП на 2,5 п. п., т. е. динамично растущие страны для поддержки роста нуждаются в более активном инвестировании. На замену оборудования направляется 14% инвестиций, подсчитали в McKinsey, с учетом этого можно посчитать, что при темпах роста в 4% объем инвестиций в России к ВВП должен быть примерно в 1,5 раза больше (порядка 25% ВВП). При этом сам объем основных фондов в России — один из самых высоких в мире: 4 ВВП страны при среднемировом показателе в 2,5, подсчитали в McKinsey (по данным Росстата — 1,9 ВВП), все это вместе говорит как о недостаточной эффективности капвложений, так и о недоинвестировании экономики, заключает директор McKinsey Global Institute Ричард Доббс. Для выхода на новый уровень экономического развития необходимо, чтобы темп роста капвложений минимум в 1,5 раза превышал темп роста ВВП — и так 10 лет подряд.

Инвестиционные расходы государства в 2006 г. были на уровне 294,4 млрд руб., в кризисном 2009-м — 420,3 млрд руб., в 2010 году — 787,3 млрд руб., а в 2011 году достигнут 895,3 млрд руб. — несмотря на все бюджетные трудности.

Мало того, что немалая доля этих денег разворовывается. Экономисты твердят, что в современной постиндустриальной экономике только частные инвестиции приводят к инновациям, повышению производительности и росту. Государство в принципе не способно угадать, куда инвестировать, объясняет ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев: рыночные сигналы воспринимают лишь частные (или частно-государственные) проекты.

Прогноз по притоку капитала в 2011г. не утешителен. К тому же российским банкам и корпорациям предстоит в 2011 г. выплатить $104,8 млрд внешнего долга.

Политическая нестабильность на Ближнем Востоке, который снабжает мир нефтью и газом, энергично толкает вверх нефтяные котировки. Но несмотря на это Россия сегодня не в моде, как отметила зампред Сбербанка  Белла Златкис. Инвесторы пока недооценивают Россию, несмотря на общий позитив в отношении развивающихся стран, но «стоит ждать переоценки».

По условиям ведения бизнеса Всемирный банк недавно опустил Россию с 116-го на 123-е место в рейтинге Doing Business. По качеству госрегулирования мы проигрываем даже Никарагуа, Свазиленду, Уганде и Брунею.

Отсутствует интерес к России со стороны отечественных и иностранных прямых и в значительной степени портфельных инвесторов, а в последнее время — и карри-трейдеров. Опрос Bloomberg Global Poll среди инвесторов, аналитиков и трейдеров показал, что достойным местом для инвестиций в Россию считают лишь 10% респондентов (даже Африку — 11%).

В то время как Бразилия, Индия или Корея борются с притоком капитала, из России идет отток - сказываться фактическое ухудшение инвестиционного климата, накопившееся в ходе 2000-х гг.

 «Инвестиции — животный инстинкт бизнеса, если правительство сумеет внушить оптимизм предпринимателям, инвестиции будут расти», — резюмирует Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики.

Проблема дефицита пенсионной системы  никогда так остро не стояла, как в последние годы. Причина - ухудшение соотношения работающих по отношению к неработающим. Однако решение этой проблемы за счет бизнеса, который едва вышел из кризиса, многие эксперты считают не только нецелесообразным, но и нереальным.  

Предполагается, что непосредственный фискальный эффект от повышения страховых взносов составит 1,8% ВВП. Многое зависит от того, как распределится нагрузка между работником и работодателем. Если она полностью ляжет на работодателя, то упадут поступления от налога на прибыль; если на работника (ему срежут зарплату) — то поступления от страховых взносов и НДФЛ. Из-за влияния на другие налоги эффект от повышения взносов снижается до 1,17-1,44% ВВП.

Платить повышенные взносы придется и самому государству — это съест еще 0,4% ВВП. Наконец, работодатели могут перейти на серые схемы выплаты зарплаты. Потери бюджета от этого могут достичь 1,5-2% ВВП, предупреждает замначальника департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВДАлександр Назаров. Но сразу уйти в тень сложно, поэтому потери, если нагрузка полностью ляжет на работодателя, составят 0,5-0,7% ВВП.

Таким образом, эффект от повышения взносов в лучшем случае едва превысит 0,5% ВВП, в худшем — окажется близким к нулю. Если же повышение взносов будет ежегодно замедлять рост ВВП хотя бы на 0,5 процентного пункта, то реформа вовсе окажется бессмысленной с 2026 г. — тогда объем поступлений страховых взносов при повышении ставки окажется меньше, чем если бы ставка осталась прежней.

Решение о повышении страховых взносов может в 2011года быть пересмотрено. К этому призывают правительство Минфин и Минэкономразвития

Реальными мерами для устранения дефицита пенсионной системы являются рост производительности труда и инновационная экономика. Вопрос роста производительности труда — это вопрос выживаемости современного государства в условиях старения населения.

Два главных внутренних риска для экономики России, по мнению многих экспертов, — это высокаяинфляция и повышение налогов. В основе высокой инфляции этого года — резкий рост цен на продовольствие и налоговые эксперименты правительства.

В первом полугодии инфляция будет разгоняться и может составить 10,5% в годовом исчислении, во втором может снизиться до 9,5%, считает Александр Морозов из HSBC.

Тарифная инфляция составит в 2011 г. 10-11%, прогнозирует Оксана Осипова из Центра развития Высшей школы экономики.

Высока коррупция, слабо развиты базовые институты — защита прав собственности, суды, конкуренция, отмечает директор по макроэкономическим исследованиям ГУ-ВШЭ Сергей Алексашенко, без них программа модернизации останется «хотелкой».

Инновационный рывок России может обеспечить инновационный человек, инновационный бизнес и инновационное государство. Пока ни первого, ни второго, ни третьего в стране не наблюдается.

Вариант сохранения дефицита бюджета тоже не оптимальный, но другого решения  для реализации инновационного сценария нет, считает министр экономики Эльвира Набиуллина, только если увеличить доходную базу (но не за счет роста налогов) и повысить эффективность госрасходов.

Проблема-2030 — в повышении качества госуправления и институтов, а не в нехватке финансирования, говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков: необходимо создание среды, привлекательной для инвестиций, уверенность в будущем — тогда состоится и модернизация, и инновации. Стратегия, направленная на рост госрасходов, уже давно реализуется, дефицит бюджетасопоставим с расходами на национальную экономику (1,8 трлн руб.), но ни к чему это не приводит, указывает он: пока 10% расходов бюджета разбазариваются и растекаются по карманам чиновников, лучше выбрать вариант бездефицитного бюджета. Очевидно, что главная задача - повышение качества госуправления и институтов. При сохранении этой проблемы сценарий развития у нас будет инновационный по расходам и энергосырьевой по результатам.

По мнению Ксении Юдаевой, необходима переориентация политики на рынке труда с консервации занятости на развитие квалификации работников в сотрудничестве с потенциальными работодателями и создание новых рабочих мест, переориентация политики Банка России на контроль за инфляцией, а не стимулирование выпуска и т. д. Но с учетом приближающихся выборов стимулирование потребления, скорее всего, опять победит.

Эксперты едины в оценках характера назревших изменений - это: улучшение бизнес-климата и борьба с коррупцией, системная работа по привлечению и стимулированию инвестиций.

Управленческий консалтинг

Используйте эффективные бизнес-технологии

coaching

Коучинг

Развивайте персональные ресурсы

training

Бизнес-обучение

Развивайте профессиональные компетенции

fas.mini

Фасилитационные сессии для команд

Повышайте качество коммуникаций