Татьяна Римкувене, коуч, бизнес-консультант
Начиная работу с руководителями компании, задаю вопрос: перечислите функции менеджмента. В 90 % случаев результат такой: вспоминают организацию, контроль, мотивацию и, даже, планирование. Все? Что же еще? И хорошо, если, наконец-то, вспоминают - ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ!
Без ЦЕЛИ нет управления! Все другие функции менеджмента подчинены ЦЕЛИ, производны от нее. Очевидно, что бессмысленно, например, планировать, если мы не знаем, к чему хотим придти, что получить на выходе. Как мы можем контролировать что-то или кого-то, если не задан эталон, не с чем сравнивать?
Где-то прочитала шутку: «Нас не возможно сбить с пути. Нам все равно, куда идти!». Действительно, у того, кто не ставит перед собой целей, есть одно преимущество: его невозможно сбить с пути.
Нет в бизнесе более чувствительной точки, чем цели. Попробуйте спросить у ваших сотрудников — заместителей, руководителей подразделений — тех, кому вы больше всего доверяете, каковы цели вашей организации? Вы будете удивлены ответам. Сколько сотрудников — столько и мнений!
Мы сталкиваемся с подобной ситуацией практически на каждом консалтинговом проекте. Практика показывает, что главная причина неблагополучия организации, чаще всего кроется именно в целях, точнее говоря, в их отсутствии. Часто выясняется, что приоритеты компании на перспективу не определены или же выглядят крайне туманно. У руководителей весьма противоречивое представление о целях, их достижимость не просчитана.
Встречаются, конечно, и другие случаи: сам руководитель четко формулирует цели, но не доносит их до сотрудников.
Каковы цели вашей компании? А какие еще могут быть цели у бизнеса, скажет кто-то, — прибыль, конечно же! По классификации классика отечественного управленческого консалтинга А.И. Пригожина, это так называемая телеономическая цель, наряду с безопасностью, управляемостью и т.п. Такие цели «встроены» в бизнес, их не выбирают. Это даже не цели, а условия существования бизнеса. Все равно, что сказать: цель моей жизни — дышать.
История показывает, что прибыль самоценна только в период первоначального накопления капитала. Не так давно на рынке можно было еще обойтись без других целей, кроме прибыли, обойтись без стратегии. Просто действуй, рискуй и что-то из этого получится. Теперь все изменилось. Но как же именно?
Если прибыль — не цель, то какие же могут быть цели? Откуда они берутся у компании? Часто, из прошлого опыта. Многие компании живут текущим днем, «катятся по накатанной колее». Они и цели ставят по принципу «того же, и больше». Но это не стратегия. Компании, сегодня не имеющие стратегии — доживают, у них нет будущего!
Каждый руководитель, наверняка, на себе ощущает изменения в бизнесе и своей организации. Отраслевой рынок уплотняется — растет конкуренция. «Уцелевшие» и решившие, в основном, свои материальные потребности владельцы бизнеса, ставят новые цели: обогнать, выиграть, отличиться! Гонка за выживание перерастает в гонку на опережение. Стремление к лидерству естественно и полезно для предпринимательства.
В консалтинговом проекте мы с руководителем или управленческой командой описываем цель, например, выход на другие сегменты рынка, другую клиентскую группу, дифференциация или интеграция бизнеса и т. п., просто и конкретно определяем критерии и средства ее достижения. Вы можете выбрать лидерство по объемам, лидерство по клиентуре, но высший пилотаж — это стать компанией маркет-мейкером. Маркет-мейкер — компания - «законодательница» рынка своей отрасли: выводит на рынок авангардный ассортимент, изобретает новые технологии управления.
Один из самых эффективных способов работы над целью — формирование образа желаемого будущего, так называемого видения. Какой вы хотите видеть свою компанию через 3-5-10 лет?
Какие новые конкурентные преимущества вы создадите на рынке клиентов, а также на рынках труда, инвесторов и поставщиков? Какие ценности и идеологию вы проповедуете?
В арсенале консультанта по управлению специальные технологии разработки целей самого высокого уровня! Опишите словами и нарисуйте яркую картинку того, какой стала ваша компания, например, через 3 года. Ощутите внутренний подъем, вдохновение, и у вас откроются дополнительные ресурсы!
Еще очень важно также понимать, что лидерские амбиции и лидерский потенциал не одно и то же, и не всегда «потенциал» вытекает из «амбиций».
Сегодня бизнес от экстенсивного способа развития (за счет возможностей рынка) переходит к интенсивному (за счет внутренних ресурсов). А внутренние ресурсы — это бизнес-технологии и собственный персонал. В этом и содержится лидерский потенциал вашей компании!
Нужно, чтобы ваша компания работала как хорошо отлаженный механизм. Но и этого мало! Изменения на рынке столь стремительны, что любая хорошая статичная форма быстро устаревает и становится ограничением для развития компании. Сегодня в бизнесе, как говорится, чтобы удержаться на месте нужно быстро бежать, а значит, ваш «механизм» должен быть чувствительным к изменениям среды и очень гибким. Такие свойства характерны живому организму. Как же можно «оживить» бизнес технологии? За счет энергии и энтузиазма вашего персонала. Можно долго сетовать на то, что толковых сотрудников не найти, а можно научиться побеждать с той командой, которая есть.
Консалтинговый проект в компании — это разработка какого-либо управленческого «продукта» плюс «побочный эффект», который в обязательном порядке появляется — это качественное изменение персонала компании, повышение его квалификации, в большинстве случаев, командное сплочение, «подъем командного духа».
Современный консалтинговый проект уникален для каждой компании. Это не «ширпотреб», а «индпошив»! Мы, конечно, часто используем типовые технологии, необходимые для каждой современной компании, например, отстраиваем бизнес-процессы, процессы бюджетирования и т л. Но мы не занимаемся специально внедрением каких-то модных «управленческих штучек», а работаем в зоне актуального развития каждой конкретной компании
Хотите повысить лидерский потенциал вашей компании? Пора обратиться к консультанту!