Татьяна Римкувене, коуч, бизнес-консультант

Начиная работу с руково­дителями компании, задаю вопрос: перечислите функции менеджмента. В 90 % случаев результат такой: вспомина­ют организацию, контроль, мотивацию и, даже, планиро­вание. Все? Что же еще? И хо­рошо, если, наконец-то, вспо­минают - ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ!

Без ЦЕЛИ нет управления! Все другие функции менеджмента подчинены ЦЕЛИ, производны от нее. Очевидно, что бессмыс­ленно, например, планировать, если мы не знаем, к чему хотим придти, что получить на выходе. Как мы можем контролировать что-то или кого-то, если не задан эталон, не с чем сравнивать?

Где-то прочитала шутку: «Нас не возмож­но сбить с пути. Нам все равно, куда идти!». Действительно, у того, кто не ставит перед собой целей, есть одно преимущество: его не­возможно сбить с пути.

Нет в бизнесе более чувствительной точ­ки, чем цели. Попробуйте спросить у ваших сотрудников — заместителей, руководителей подразделений — тех, кому вы больше всего доверяете, каковы цели вашей организации? Вы будете удивлены ответам. Сколько сотруд­ников — столько и мнений!

Мы сталкиваемся с подобной ситуацией практически на каждом консалтинговом про­екте. Практика показывает, что главная причи­на неблагополучия организации, чаще всего кроется именно в целях, точнее говоря, в их отсутствии. Часто выясняется, что приорите­ты компании на перспективу не определены или же выглядят крайне туманно. У руководи­телей весьма противоречивое представление о целях, их достижимость не просчитана.

Встречаются, конечно, и другие случаи: сам руководитель четко формулирует цели, но не доносит их до сотрудников.

Каковы цели вашей компании? А какие еще могут быть цели у бизнеса, скажет кто-то, — прибыль, конечно же! По классификации классика отечественного управленческого кон­салтинга А.И. Пригожина, это так называемая телеономическая цель, наряду с безопасностью, управляемостью и т.п. Такие цели «встроены» в бизнес, их не выбирают. Это даже не цели, а условия существования бизнеса. Все равно, что сказать: цель моей жизни — дышать.

История показывает, что прибыль са­моценна только в период первоначаль­ного накопления капитала. Не так давно на рынке можно было еще обойтись без других целей, кроме прибыли, обойтись без стратегии. Просто действуй, рискуй и что-то из этого получится. Теперь все из­менилось. Но как же именно?

Если прибыль — не цель, то какие же могут быть цели? Откуда они берутся у ком­пании? Часто, из прошлого опыта. Многие компании живут текущим днем, «катятся по накатанной колее». Они и цели ставят по принципу «того же, и больше». Но это не стратегия. Компании, сегодня не имеющие стратегии — доживают, у них нет будущего!

Каждый руководитель, наверняка, на себе ощущает изменения в бизнесе и своей организации. Отраслевой рынок уплотня­ется — растет конкуренция. «Уцелевшие» и решившие, в основном, свои материальные потребности владельцы бизнеса, ставят новые цели: обогнать, выиграть, отличиться! Гонка за выживание перерастает в гонку на опере­жение. Стремление к лидерству естественно и полезно для предпринимательства.

В консалтинговом проекте мы с руководи­телем или управленческой командой описыва­ем цель, например, выход на другие сегменты рынка, другую клиентскую группу, дифферен­циация или интеграция бизнеса и т. п., просто и конкретно определяем критерии и средства ее достижения. Вы можете выбрать лидерство по объемам, лидерство по клиентуре, но выс­ший пилотаж — это стать компанией маркет-мейкером. Маркет-мейкер — компания - «законодательница» рынка своей отрасли: выводит на рынок авангардный ассортимент, изобретает новые технологии управления.

Один из самых эффективных способов работы над целью — формирование образа желаемого будущего, так называемого виде­ния. Какой вы хотите видеть свою компанию через 3-5-10 лет?

Какие новые конкурентные преиму­щества вы создадите на рынке клиентов, а также на рынках труда, инвесторов и поставщиков? Какие ценности и идеоло­гию вы проповедуете?

В арсенале консультанта по управлению специальные технологии разработки целей самого высокого уровня! Опишите словами и нарисуйте яркую картинку того, какой стала ваша компания, например, через 3 года. Ощу­тите внутренний подъем, вдохновение, и у вас откроются дополнительные ресурсы!

Еще очень важно также понимать, что лидерские амбиции и лидерский потенци­ал не одно и то же, и не всегда «потенциал» вытекает из «амбиций».

Сегодня бизнес от экстенсивного способа развития (за счет возможностей рынка) переходит к интенсивному (за счет внутренних ресурсов). А внутренние ре­сурсы — это бизнес-технологии и соб­ственный персонал. В этом и содержится лидерский потенциал вашей компании!

Нужно, чтобы ваша компания работала как хорошо отлаженный механизм. Но и этого мало! Изменения на рынке столь стремительны, что любая хорошая статичная форма быстро устаревает и становится ограничением для раз­вития компании. Сегодня в бизнесе, как гово­рится, чтобы удержаться на месте нужно быстро бежать, а значит, ваш «механизм» должен быть чувствительным к изменениям среды и очень гибким. Такие свойства характерны живому ор­ганизму. Как же можно «оживить» бизнес тех­нологии? За счет энергии и энтузиазма вашего персонала. Можно долго сетовать на то, что толковых сотрудников не найти, а можно нау­читься побеждать с той командой, которая есть.

Консалтинговый проект в компании — это разработка какого-либо управленческо­го «продукта» плюс «побочный эффект», который в обязательном порядке появля­ется — это качественное изменение персо­нала компании, повышение его квалифи­кации, в большинстве случаев, командное сплочение, «подъем командного духа».

Современный консалтинговый проект уни­кален для каждой компании. Это не «ширпо­треб», а «индпошив»! Мы, конечно, часто ис­пользуем типовые технологии, необходимые для каждой современной компании, например, отстраиваем бизнес-процессы, процессы бюд­жетирования и т л. Но мы не занимаемся специ­ально внедрением каких-то модных «управлен­ческих штучек», а работаем в зоне актуального развития каждой конкретной компании

Хотите повысить лидерский потенциал вашей компании? Пора обратиться к кон­сультанту!

Управленческий консалтинг

Используйте эффективные бизнес-технологии

coaching

Коучинг

Развивайте персональные ресурсы

training

Бизнес-обучение

Развивайте профессиональные компетенции

meropr

Организация деловых мероприятий

Повышайте качество коммуникаций