Татьяна Римкувене, коуч, бизнес-консультант
Особенности национального характера
«Если ты знаешь только Англию, то ты не знаешь Англии», гласит известная пословица. Если ты знаешь только российский бизнес, то ты не знаешь российского бизнеса.
Значение этой пословицы хорошо понимаешь за границей Коллега из Германии, где я была на стажировке в бизнес-компанияхкак-то задал мне вопрос: Какие качества, черты немецкого бизнеса вы хотели бы развивать в России? В голову приходили шаблоны - немецкое качество, обязательность, пунктуальность и т.п. Но более важным показалось другое - понимание и умение СОТРУДНИЧАТЬ на всех уровнях отношений в компании; вертикальных (руководитель-сотрудник) и горизонтальных (сотрудник-сотрудник).
Что значит «сотрудничать»? Это значит понимать и уважать собственные цепи и интересы, стремиться к их достижению. И. вместе с тем. помнить, что у Другой стороны. Другого человека есть его цепи и интересы, уважать и стараться понять их. А, следовательно, способствовать или, по меньшей мере, не препятствовать их достижению.
Я имела большую практику и. как говорят специалисты, статистику по результатам психологического тестирования руководителей и специалистов самого разного уровня
«Сотрудничать» готовы не более 15 процентов прошедших тестирование! Зато подавляющее большинство склонны не более, чем к компромиссу, а это значит, половинчатым результатам, частичному достижению своих цепей! Мы - «нация компромиссов»? В чем причина? К великому сожалению, десятилетиями у нас формировали установку, на отношение к Другому как враждебному нам субъекту. Мы «ПОДОЗРЕВАЕМ», что его цепи и интересы непременно противоречат нашим. Так и живем, подозревая друг друга...
Это очень характерно для отношений сотрудников в больших и малых компаниях: руководители подозревают работников в склонности использовать любую возможность, чтобы «отлынить» от работы, недостараться, недоработать. Сотрудники подозревают, что их подозревают. А как подозревают друг друга сотрудники смежных подразделений компании! Сколько фантазии, а. главное, энергии и рабочего времени уходит на то, чтобы обсуждать мотивы и намерения «недоброжелателей» из соседнего отдела! Мало того, что непроизводительно расходуется ценный ресурс компании - рабочее время персонала, только представьте себе, чего никогда (!) не достигнет компания, пока в коллективе сохраняются отношения подозрительности!
А как у вас? Умеют ли ваши СО-трудники СО-трудничать?