PDF

Сегодняшнее время называют временем бесполых существ. У современного человека отсутствует половая самоидентификация. Мужчины и женщины не знают, кто они такие. Отсутствие понимания в этом вопросе приводит к целому ряду проблем. Одна из них — невозможность установления эффективной коммуникации между мужчинами и женщинами. В том числе и внутри компаний. Для того чтобы как-то прояснить ситуацию, «Бизнес-Ключъ» обратился к бизнес-тренеру, директору центра коммуникативных технологий Михаилу Дегтяреву.

Михаил Дегтярев, бизнес-тренер, директор Центра коммуникативных технологий; г. Москва. Автор более 50 научных трудов по проблемам методологии научного познания и коммуникативным технологиям.

 Михаил Григорьевич, так кто такие мужчина и женщина, и чем они отличаются?

— Физиологически отличить мужчину от женщины легко. Но суть проблемы не в физиологии. Главное то, что и мужчина, и женщина являются носителями определенных качеств, достоинств, добродетелей или особенностей. Одним словом, ценностей. Именно здесь происходит размывание и нивелирование гендерных отличий. Прежде всего речь идет о психологических и нравственных ценностях. Интеллектуальные ценности я не рассматриваю, так как считаю, что они к различиям мужчины и женщины отношения не имеют.

В культурах разных этносов есть некий сложившийся ценностный стандарт, или психолого-нравственный портрет мужчины и женщины. Так, женщина всегда является носителем таких психологических характеристик, как лояльность, мягкость, зависимость. Мужчины, в противовес этому, наделялись такими качествами, как решительность, смелость, самостоятельность и т. д. Так вот, по причине того, что происходит смещение этих качеств, их перемешивание, мы и получаем потерю половой самоидентификации. Слова поэта Некрасова о «женщинах в русских селеньях», которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут, к сожалению, превращаются в пророчество. Кони все скачут и скачут, а избы — горят и горят… Исключительное поведение становится образом жизни.

Причин этого, безусловно, много, и они требуют отдельного разговора. Что же касается вопроса, кто такие женщина и мужчина, то ответ на него каждый дает сам, в соответствии со степенью проясненности своих ценностей и четкости целей. Любая идентификация основывается на ценностях.

 Но как прийти к осознанию этих ценностей?

— Подход, который я реализую в своих тренингах, состоит в следующем. Необходимо иметь в виду четыре группы ценностей: нравственные, психологические, интеллектуальные, физические (подробно я говорил об этом на страницах журнала «Бизнес-Ключъ» в проекте «Школа мудрого менеджера»). Далее, берите ручку, лист бумаги и прописывайте свои ценности. Первое — то, чем вы обладаете на данный момент; второе — то, чем хотите обладать. Смотрите, какими качествами обладает ваш настоящий партнер и «идеальный», а затем выстраивайте пути, которые помогут достичь «идеала». В таком построении себя и отношений и заключается вся прелесть человеческой жизни. Да, браки заключаются на Небесах, но реализуются-то они в земной жизни. А это большой каждодневный труд по прояснению своих ценностей.

В этом явлении — выстраивании отношений, «притирках» — и есть жизнь. Мы разные. Мы обречены на то, чтобы быть разными. В какой степени мы терпимы к этому? Это уже другой вопрос... Цивилизация внесла в момент отношений полов бизнес-подход. Любовь осмысливается в категории «брать». В этом смысле фраза «За что ты меня полюбил» означает не что иное, как «в чем моя конкурентоспособность». Между тем, настоящая любовь описывается категорией «давать». Великий Гегель говорил, что истинная любовь — это полное мое растворение в личности другого человека. Но в этом «растворении» происходит обретение себя на новой качественной основе.

Люди боятся вступать в такие отношения друг с другом, их преследуют различные страхи. Чтобы их преодолеть, надо брать ручку, бумагу и разбираться. Вот я боюсь отношений с женщинами. Чего я боюсь? Первое, стандартное — страх смерти. Далее, страх потери здоровья, страх критики, страх нищеты, страх потери любви, но самый распространенный вид страха в этих отношениях — страх потери свободы. Так вот, преодолевая эти страхи, люди становятся на путь отношений мужчины и женщины.

Вообще, в числе мотивационных факторов человеческой деятельности отношения между полами играют весьма значительную роль, иногда решающую. Что нас подвигает на большие дела? Любовь. Любовь к женщине. Единственное, она может толкать как к подвигам, так и к преступлениям. Наши межполовые, сексуальные отношения являются мощнейшим стимулом человеческой деятельности. Это факт, который отрицать нельзя. Но, как мне кажется, в некоторых теориях проводится излишняя абсолютизация, когда все многообразие человеческих отношений сводится к подавленному либидо. В нынешней философии встречаются и такие мысли, например, что отношения между женщиной и мужчиной отвлекают от каких-то личных достижений. Но все зависит от целей человека, от его ценностей. Игнорирование представителей противоположного пола действительно может делать человека успешным, но будет ли он счастливым?..

На мой взгляд, одной из технологий счастья является осознание гармонии между человеческими ресурсами — духовными, интеллектуальными, физическими. Да, мы становимся успешными материально, но часто в ущерб другим ресурсам — нравственным, психологическим… Хотите ли вы положить свою жизнь на алтарь зарабатывания денег и финансовой свободы? А как же другие аспект жизни? Здесь есть большая опасность. Человек, действующий только во имя материального успеха, часто проигрывает, потому что у него происходит нивелирование таких понятий, как семья, дети… Но человек не может быть по-настоящему успешным, если у него не прикрыты «тылы».

Так что, современные успешные женщины и мужчины могут обрести счастье только на пути к балансу, на пути к осознанию своих ценностей, ролей и целей.

 Михаил Григорьевич, расскажите об особенностях коммуникаций мужчин и женщин. Существуют ли здесь какие-то специальные технологии?

— Особенности — это опять-таки следствие ценностей, носителями которых являются мужчина и женщина. Есть физиологические особенности. Например, речевые центры у женщин развиты сильнее, чем у мужчин. Женщины многословны, это их особенность. Вообще же, все зависит от вида конкретной коммуникации и ценностей ее участников.

 Что касается технологий коммуникации мужчины и женщины, то они известны на протяжении более чем 2000 лет. Другое дело, что эти технологии, как и большинство остальных, не применяются в жизни. Почему? Вследствие неосознания их ценности. Например, многие женщины знают, что нельзя приставать к мужчине, пока он голодный, не накормлен. А применяют ли эту технологию? Мужчины знают, что женщины любят романтические подарки, цветы. А применяют? Нет, потому что не осознают их ценности. Так вот, главным препятствием в отношениях людей являются размытые ценности, когда мы не можем четко осознать, носителями каких ценностей мы являемся в тех ролях, которые мы играем. Мужчине в этом смысле проще, потому что все роли, которые он играет, соответствуют тем ценностям, носителем которых он является, начиная с нравственных — ответственность, щедрость, и кончая психологическими — смелость, решительность…

Женщине сложнее, потому что роли, которые она играет, и ценности, которые она реализует, зачастую противоречат друг другу. В бизнесе от женщин требуют мускулинности, мужественности. Работа менеджера — это, в частности, мужская функция, которая предполагает решительность, смелость, логичность. Но вместе с тем, как от женщины, мы хотим от сотрудницы мягкости, чувственности и т. д. Поэтому мудрость женщины состоит в ее способности к перепозиционированию, к изменениям.

«Искусство жизни состоит в достижении баланса, в четком осознании своей функциональной, половой, ценностной принадлежности. Это единственный эффективный путь, который может привести к гармонизации отношений».

 Трудности в отношениях полов сказываются и на внутрикорпоративных коммуникациях. Возможна ли гармонизация мужского и женского начал внутри предприятия, среди сотрудников? Каким образом следует грамотно выстраивать гендерные отношения в компании?

— В этой связи есть несколько практик менеджмента. Есть крайняя точка зрения, которая гласит: в офисе нет ни мужчин, ни женщин, есть только начальник и подчиненные, носители функций. Насколько она эффективна, зависит от конкретных условий. Но по большому счету — это насилие над человеческой природой. Ведь есть базовые характеристики — каждый сотрудник, в любом случае, или мужчина, или женщина. Поэтому я не знаю ни одной организации, где бы такой подход реализовывался достаточно успешно. Другая крайность — выстраивание коллектива по типу семьи, где есть свои «мамы», «папы», «детишки», соответствующие отношения. Подобная практика также бесперспективна и часто приводит к потере эффективности бизнеса.

Истина, как всегда, находится где- то посередине. Я вижу возможность гармонизации и выстраивания межполовых отношений внутри организации на пути четкого осознания и четкого позиционирования ценностей, которые мы реализуем. В этом случае я как руководитель прекрасно понимаю, что мои сотрудники, помимо того, что они являются носителями функций, еще и женщины, и мужчины, матери, отцы, сыновья, дочери… Вот ко мне приходит сотрудница и говорит: «У меня заболела мама, отпустите с работы». В данном случае идет мое перепозиционирование с роли руководителя на роль мужа, сына… Другой вопрос, а зарплату сотрудница у меня в организации как кто получает? Как жена, дочь или как менеджер? Так вот, искусство жизни как раз и состоит в достижении баланса, в четком осознании своей функциональной, половой, ценностной принадлежности. Я считаю, что это единственный эффективный путь, который может привести к гармонизации отношений. Именно этому посвящены мои тренинги.

 Подводя итог нашему разговору, можно ли сказать, что мужчина и женщина созданы друг для друга, чтобы через свои отношения развиваться, помогать лучше понимать мир и себя в нем?

— Абсолютно верно. Мужчина и женщина — мощный дополняющий ресурс друг для друга. Главное при этом, понимать, что любое ограничение эффективности их отношений — следствие размытых ценностей. Хотите преодолеть — берите ручку, бумагу, журнал «Бизнес‑Ключъ», приходите на мои тренинги, и многое для вас прояснится.

Управленческий консалтинг

Используйте эффективные бизнес-технологии

coaching

Коучинг

Развивайте персональные ресурсы

training

Бизнес-обучение

Развивайте профессиональные компетенции

meropr

Организация деловых мероприятий

Повышайте качество коммуникаций