«Вне философского осмысления всякое дело вряд ли может быть успешным. Нельзя приступать к решению частных вопросов без предварительного обсуждения общих. Между тем, люди упорно боятся выходить на высокий уровень обобщения, а если выходят, то только тогда, когда сталкиваются с такими проблемами, которые разрешить уже невозможно».
Известно, что одни и те же слова, обращенные к одному и тому же человеку, но сказанные разными людьми, производят совершенно разное впечатление. Причина в том, как мы воспринимаем говорящего.
Рассматривая структуру коммуникации в предыдущих статьях, мы выделили в ней четыре элемента: субъект коммуникативного воздействия, объект, информацию и канал коммуникативного воздействия. Так вот, на объект коммуникативного воздействия существенное влияние оказывает субъект, а точнее, имидж субъекта коммуникативного воздействия, а также артистизм, с которым он это влияние оказывает. Эта мысль очень важна. Не случайно великий Цицерон в свое время сказал: «Аудитория слушает не речь оратора, а оратора, произносящего речь». К сожалению, современная литература по данному вопросу, а также различные тренинги и даже такая наука, как имиджелогия, рассматривают лишь некоторые внешние факторы, определяющие имидж человека. Мы же в рамках проекта «Школа мудрого менеджера» попробуем понять имидж и такую его характеристику, как артистизм, с точки зрения идей.
Имиджевый аспект
Чтобы структурировать имеющуюся у нас информацию об имидже, необходимо ответить на ряд вопросов:
- что такое имидж;
- какие имиджи бывают;
- каковы факторы, определяющие
- имиджевые характеристики;
- какова роль и значение имиджа (очевидно, что ответ на этот вопрос содержится в приведенных выше словах Цицерона, поэтому на него мы отвечать не будем).
Обычно имидж определяют как образ, который создается кем-либо или чем-либо в сознании той или иной аудитории. С точки зрения менеджмента имидж – это способность управлять впечатлением.
Надо отметить, что наш имидж и имидж тех или иных объектов складывается независимо от того, думает человек об этом или не думает. Для профессионала коммуникаций крайне важно осознавать, управляет он этим процессом или не управляет.
Итак, имидж – способность управлять впечатлением. Какие имиджи бывают? Вообще говоря, термин «имидж» часто применяют только к человеку. Но это слишком узкий подход. Впечатление на нас производят любые объекты. Имидж могут иметь как одушевленные объекты, так и неодушевленные: например, у нас есть имидж «Мерседеса», Эвереста и т. д. Однако поскольку нас интересуют коммуникации, то рассматривать мы будем все-таки имидж одушевленных объектов – людей или, например, животных. В свою очередь, в рамках имиджа людей – имидж индивидов и групп. Но, в связи со спецификой бизнес-коммуникаций, в первую очередь нас будет интересовать, конечно, имидж личности.
Имидж индивидов может быть самым разным: доброжелательным или агрессивным, ясным или размытым, положительным и отрицательным, мужчины и женщины и т. п. Но самой главной классификацией с точки зрения коммуникативного воздействия будет классификация имиджа, как стихийно складывающегося или сознательно управляемого.
Из каких же факторов складываются имиджевые характеристики личности?
Зачастую имиджевые характеристики личности сводятся к каким-то внешним проявлениям, связанным с артистизмом, внешним видом, стилем одежды. Это все очень важные вещи, но я предлагаю иной подход, основанный на исследовании ответов на такой вопрос: «Сколько времени нам требуется для формирования соответствующих имиджевых характеристик?» С этой точки зрения имиджевые факторы могут быть классифицированы на две большие группы: экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивное, как термин, это нечто внешнее, количественное, а интенсивное – внутреннее, качественное. К экстенсивным факторам имиджа относятся социологические характеристики личности – пол, возраст, образование, профессия, семейное положение; демографические характеристики, материальное положение, этнография, раса, национальность, место жительства, культура, традиции, обычаи. Современные имиджмейкеры занимаются именно социологическими характеристиками личности. Они, конечно, значимы, но важно иметь в виду, что для обладания этими экстенсивными факторами требуются значительные временные усилия. Например, если человеку сейчас 25 лет, то 50 ему никак не исполнится через два дня. Человек с высшим образованием завтра не станет кандидатом наук. На изменение социологических характеристик требуется много времени.
«Имидж складывается независимо от того, думает
человек об этом или не думает. Для профессионала коммуникаций крайне важно осознавать, управляет он этим процессом или не управляет.»
Интенсивные факторы имиджа связаны с внутренними характеристиками индивида, и для их формирования не требуется временных затрат, сопоставимых с временными затратами на экстенсивные характеристики. В основном это факторы, что называется, духовной природы, для формирования которых существует шесть базовых технологий.
- Способность предъявить нравственное кредо.
На жаргонном языке это способность ответить на вопрос – ты кто по жизни?
К тому же, эта технология связана с таким понятием, как харизматичность, что в переводе с иудейского означает «божья искра». То есть проявление некоего лидерства, способности повести за собой. Важно отличать формальное лидерство от харизматического. Харизматическое лидерство – это способность повести людей за собой без логической аргументации и без использования властного ресурса. Критерием, который говорит о харизматичности личности, является ответ на вопрос – куда повести? Есть, по крайней мере, две области, куда мы можем повести за собой людей, – области комфортности и дискомфортности. Настоящая харизматичность проявляется в количестве людей, которые способны пойти за лидером именно в область дискомфортности.
Что определяет харизматичность любой личности? На событийном уровне это способность демонстрации сверхвозможностей, либо мифа об этих сверхвозможностях, социуму, к которому мы принадлежим. Вот бригадир на стройке – подходит к рабочим и говорит: «Пойдемте, камни перенесем». Сразу вопрос: «А почему это мы должны делать?». «Петрович сказал». «А, Петрович! Этот зря не скажет, пойдем, сделаем». Не требуется ни властного ресурса, ни логического объяснения. Это значит, что этот человек в данном социуме является харизматической личностью, то есть обладателем сверхвозможностей.
Достигается это не так сложно, как кажется. Например, учитывая тот факт, что 95% людей живут в системе размытых ценностей, способность предъявить свое нравственное кредо будет одним из действенных способов демострации своих сверхвозможностей.
Вопрос о нравственном кредо может быть рассмотрен на разных уровнях обобщения. Как некие предельные высшие нормы, определяющие жизнь человека, либо конкретизированно ко всем объектам его коммуникативного воздействия. Главное, что «калибр» личности определяет именно способность предъявить нравственное кредо. Другое дело, соответствуем ли мы ему в продолжающихся коммуникациях. Вспомните наиболее типичные ситуации из вашей жизни, из фильмов. Например, Глеба Жеглова с его «Вор должен сидеть в тюрьме!». Этот аккумулированный опыт может послужить основой к переосмыслению нашего личного восприятия. Можно воспользоваться сборниками пословиц, поговорок, афоризмов. Переосмыслить их, сформулировать по-своему. Главное – не забывать, что демонстрация нравственного кредо должна быть ситуативно оправданна.
2. Демонстрация способности разбираться в ценностях, добродетелях. При попытке ответить на самые элементарные жизненные вопросы 95% людей, живущих в системе размытых ценностей, «садятся в лужу». Что такое любовь? Что такое совесть, щедрость, справедливость, профессионализм, мужественность, женственность, здоровье, семья? Ответы на эти вопросы носят очень размытый характер! Демонстрация способности разбираться в ценностях вновь будет демонстрацией сверхвозможностей, а значит, мощнейшим имиджевым показателем.
3. Способность к самопрезентации.
Если в первых двух технологиях речь шла о нравственной самопрезентации, то здесь мы говорим о способности к самопрезентации интеллектуальной, психологической, физической, в соответствии с нашей классификацией системы ценностей. Это, прежде всего, способность ответить на простой вопрос – что ты за человек с точки зрения обладания какими-то добродетелями, недостатками и т. п. Большинство наших сограждан ничего не могут на это сказать. Впадают в состояние скромности, подавленности, смятения, испытывают страх. Либо сводят ответ к социологическим характеристикам. Но разве много требуется времени, чтобы провести свою инвентаризацию?
4. Способность работать с недостатками, претензиями.
Обобщенно эту технологию можно назвать способностью работать в агрессивной среде, что само по себе способствует формированию хорошего имиджа.
Имидж вообще наиболее остро проявляется в сложной ситуации. Каждый человек является объектом чьей-либо агрессии или когда-то был им. То, как люди себя при этом ведут, и есть демонстрация их имиджа. Возьмем примеры больших политических субъектов. Что люди обычно делают, когда становятся объектами агрессии? Стандартно – проявляют возвратную агрессию, обрывают коммуникацию, демонстрируют обиду. Вот Жириновский – безусловно, харизматическая личность в том сегменте, на который он опирается. Можно ли у Владимира Вольфовича представить иную реакцию, когда он является объектом чьих-либо претензий, кроме возвратной агрессии? Нет! А у Чубайса? Словом, то, как мы ведем себя в агрессивной среде, очень хорошо определяет калибр нашей личности. Ответ на вопрос, как овладеть этой технологией, содержится в материале о психологическом аспекте, где приведены методы нейтрализации агрессии («Б-К» № 4, 2008 г.).
«Учитывая тот факт, что 95% людей живут в системе размытых ценностей, способность предъявить свое нравственное кредо будет одним из действенных способов демострации своих сверхвозможностей»
5. Способность творить комическое.
Юмор – безусловно, комплексная способность. В нем есть и нравственный, и интеллектуальный, и даже физический аспекты. Но абсолютное большинство людей являются всего лишь наблюдателями комического. Редко удается сострить самому, и наши сатирики осуществляют абсолютно грамотное маркетинговое продвижение, позиционируя юмор как некий божий дар. Это заблуждение. В основе любого искусства, в том числе в основе творения смеха, лежат технологии. Базой юмора являются всякого рода несоответствия. Они бывают трех видов: логические, лексические и предметные. Возьмите учебник логики, прочитайте в нем все правила, нарушайте их – и вы будете творить комическое.
6. Способность к самоиронии.
Самый распространенный вид страха – это страх критики. Д. Карнеги стал долларовым миллиардером, помогая людям преодолевать боязнь публичных выступлений. Чего же люди боятся, выступая публично? Они боятся критики. Своей собственной и окружающих. Абсолютное большинство нормальных людей панически боятся стать объектом насмешек, подначиваний и т. д. И если мы демонстрируем отсутствие у себя этого страха – мы вновь показываем наличие сверхвозможностей и укрепляем свой имидж.
Мудрый читатель, оценив все шесть представленных выше технологий, увидит, что первые две связаны с нравственными ценностями, третья и четвертая – с психологическими, пятая и шестая – с комплексными. А как же ценности интеллектуальные, к которым относятся лексический и логический аспекты? Сами по себе эти аспекты не повышают «калибра» участника бизнес-коммуникации, но владение ораторским искусством, навыками убеждающего воздействия и т. п. может стать эффективной составляющей имиджа личности. Достигается это с помощью двух технологий.
Демонстрация способности мыслить логически.
Любой человек, по крайней мере, имеющий высшее образование, на вопрос, что такое «мыслить логически», способен дать метафорические определения, такие как «мыслить точно, последовательно и доказательно». Точное, последовательное и аргументированное мышление – это значимые имиджевые характеристики любой образованной личности. Поэтому все содержание логики нужно переосмыслить как инструмент, средство, которое позволяет реализовать этот имидж.
Демонстрация искусства спорить.
Безусловно, важной характеристикой имиджа будет умение вести спор. Это показатель высокой логической культуры и, кроме того, обладания ясными ценностями и целями. Об овладении этой технологией мы уже говорили, рассматривая полемический аспект коммуникации («Б-К», № 6, 2008 г.).
Для овладения всеми этими технологиями не требуется значительных временных затрат. Однако люди не овладевают ими в той мере, в которой требуется, потому что считают, что они уже все получили в ходе интуитивного или бытового опыта. Практика показывает, что это большая иллюзия. Иначе как объяснить, что имидж большинства участников бизнес-коммуникаций представляет собой абсолютно стихийное, случайно образовавшееся и неуправляемое явление, способное преподнести немало неприятностей своим носителям. Например, часто под имиджем понимают только артистические способности и совершенно игнорируют остальные составляющие.
Артистический аспект
Артистизм – это та часть коммуникативной информации, которая в целом относится к числу имиджевых характеристик. Для того чтобы сложилось верное видение артистического аспекта, в рамках нашего журнального проекта отметим только несколько реперных точек, которые участнику бизнес-коммуникации необходимо принимать во внимание.
Что такое артистизм? Это поза, жесты, мимика, коротко говоря, невербалика. К артистизму относятся и голос, контакт с аудиторией, а также внешний вид. Способность участника бизнес-коммуникации пользоваться всеми этими составляющими определяет большую часть его успешности.
На современных «бизнес-тренингах» примерно 40% времени занимает тайм-менеджмент, около 20% – лидерство, 20% – командообразование и около 10% – артистические навыки. И за это мизерное время кто-то собирается наработать артистическое мастерство?! Это профанация. Работа над артистическими навыками – многолетняя, студийная, индивидуальная работа. Здесь, как ни в каком другом аспекте, работают только тренировка, опыт и практика. Поэтому для тех, кто хочет овладеть артистическим аспектом коммуникации, совет один – тренируйтесь, выступайте, в особенности публично. Возможностей к тому немало. Любое скопление людей должно вызывать стойкое желание обратиться к ним с речью!
В артистическом аспекте, как нигде, работает «закон бутерброда», «закон подлости» или «закон Мерфи»: если какая-то неприятность может случиться – она обязательно случится. Более того, из всех возможных ситуаций случится самая неприятная. Особенно это касается публичных выступлений, где не бывает мелочей. Люди существенным образом заблуждаются, думая, что если они владеют материалом, если у них есть логика, то этого достаточно, чтобы добиться успеха. Это далеко не так. Можно привести массу случаев, когда из-за непредвиденных ситуаций срывались, казалось бы, успешные по подготовке выступления.
Крайне важно функциональное соответствие внешнего облика характеру нашего выступления. Как правило, это понимается, как соответствие внешнего вида. Т. е. функциональное соответствие нашего внешнего облика характеру нашего убеждающего воздействия. Наш внешний вид должен соответствовать ситуации. По большому счету, то, как выглядит оратор, с точки зрения артистического аспекта – это тоже «речь». Таким образом, функциональное соответствие связано не только с внешним видом, оно связано с внешним обликом вообще.
Известно, что не место красит человека, а человек – место. Это, безусловно, так. И, разбираясь с имиджевым и артистическим аспектами, мы в этом еще раз убедились. Однако когда речь идет о таком сложном явлении, как коммуникация, то место, где происходит общение, и время, когда оно происходит, также начинают играть существенную роль. Об этом мы будем говорить, рассматривая организационно-процедурный аспект коммуникации.
Мудрые мысли
- «Впечатление, производимое иными людьми, подобно свеженаполненному бокалу шампанского. Дайте бокалу отстояться, и мы увидим, насколько он наполнен в действительности».
- «Некоторые люди кажутся нам глупыми преимущественно оттого, что хотят казаться умнее».
- «Истинность тех или иных суждений, той или иной информации не должна входить в противоречие с миром, а как оптимум, должна ему соответствовать».
- «Нужно очень немногое, чтобы отличаться утонченностью манер, и очень многое, чтобы отличаться утонченностью ума».
- «В коммуникациях важно помнить о том, что для одних форма общения – диалог, для других – монолог».